ZBot — официальные 
 боты фирмы Valve для 
 Counter-Strike 1.6. 
 Надо сразу сказать, 
 что боты очень 
 хороши! То, что было 
 до этого (Akimbot, а 
 для CS 1.5 — PODBot, 
 Nice, Real) — полная 
 нелепица. 
 Рассказывать о 
 преимуществах ZBot 
 долго. Проще скачать 
 и все посмотреть 
 самому. Скажу лишь, 
 что боты могут 
 использовать щит, 
 могут красться, 
 кидают флэшки и 
 взрывные гранаты, 
 могут услышать ваши 
 шаги и поменять 
 траекторию движения 
 (если бот бежал 
 куда-то, он может 
 развернуться и пойти 
 на вас) и т.д. До 
 идеала им далеко, но 
 то, что уже есть — 
 очень неплохо! 
 Советую скачать и 
 испробовать все 
 самим.
 
 
 Преимуществом (а как 
 некоторые уже 
 отметили, и 
 недостатком) ZBot 
 является отсутсвие 
 требований к 
 вэйпоинтам, т.е. вы 
 можете играть с 
 ботами на карте, не 
 имеющей вэйпоинтов! 
 Конечно же, это 
 преимущество! Но 
 некоторые проблемы с 
 авторасстановкой 
 вэйпоинтов пока что 
 имеются. Однако 
 играть можно и даже 
 очень неплохо.
 
 В начале карты нужно 
 будет подождать 
 (когда вы напишете 
 bot_add, то начнется 
 процесс 
 автоматической 
 расстановки 
 вэйпоинтов, на 
 экране вы вскоре 
 увидете надпись 
 Analyzing, при этом 
 все будет неслабо 
 тормозить). По 
 завершении 
 растановки 
 вэйпоинтов, они 
 будут сохранены в 
 файл *.NAV в 
 директории «cstrike/maps». 
 Карта будет 
 перезапущена и можно 
 начинать играть! 
 Пишем опять bot_add 
 и играем. Тормозов 
 уже не будет.
 
 Официальной страницы 
 я не нашел (на 
 www.counter-strike.net, 
 www.cs-nation.net 
 про ботов нет ни 
 слова). В архиве я 
 прочитал, что боты 
 «успешно сп#;*зженны» 
 :) и слово 
 «официальные» также 
 как здесь взято в 
 кавычки. В любом 
 случае боты очень 
 неплохи и скачать их 
 стоит.
 
 
 Установка ZBot
 
 Распакуйте архив в 
 папку Cstrike. 
 Описание команд на 
 английском вы можете 
 найти в файле 
 zbot_command.txt. В 
 этой же статье я 
 привожу вольный 
 перевод официального 
 руководства.
 
 
 Команды ZBot
 
 bot_add — добавить 
 бота (бот пойдет за 
 команду, указанную 
 параметром 
 bot_join_team)
 bot_add_t — за 
 террориста
 bot_add_ct — за 
 контра
 
 bot_kill name|all — 
 убить бота по имени 
 или всех сразу (all)
 
 bot_kick name|all — 
 кикнуть бота по 
 имени или всех сразу 
 (all)
 
 bot_knives_only — 
 боты играют только 
 на ножах
 bot_pistols_only — 
 только на пистолетах
 bot_snipers_only — 
 только со 
 снайперками
 bot_all_weapons — 
 использую все оружие
 
 bot_difficulty 0-3 — 
 мастерство бота (3 — 
 самый сильный, 
 действует на 
 новодобавленных 
 ботов; уже играющие 
 боты будут иметь 
 старый уровень 
 мастерства)
 
 bot_quota число — 
 минимальное 
 количество ботов 
 (если вы кикните 
 бота, то новый бот 
 автоматически 
 добавится; значение 
 0 отключает этот 
 параметр)
 
 bot_prefix имя — 
 данное имя (а точнее 
 префикс) будет 
 добавлено к имени 
 каждого 
 новосозданного бота. 
 Типа, можно 
 симулировать ClanWar 
 ;)
 
 bot_join_team 
 ct|t|any — 
 устанавливает, к 
 какой команде будут 
 присоединяться боты 
 (контры; терры; к 
 обеим)
 
 bot_join_after_player 
 0|1 — боты 
 присоединяются 
 только, когда хотя 
 бы один «живой» 
 игрок есть на 
 сервере (0 — боты 
 создадутся, даже 
 если людей на 
 сервере нет)
 
 bot_allow_pistols 
 0|1 — ботам 
 разрешено 
 использовать/покупать 
 пистолеты
 bot_allow_shotguns 
 0|1 — дробовики
 bot_allow_sub_machine_guns 
 0|1 — 
 пистолеты-пулеметы 
 (3-шки)
 bot_allow_rifles 0|1 
 — винтовки, кроме 
 снайперок
 bot_allow_machine_guns 
 0|1 — M249
 bot_allow_grenades 
 0|1 — гранаты
 bot_allow_snipers 
 0|1 — снайперки
 bot_allow_shield 0|1 
 — щит
 
 bot_allow_rogues 0|1 
 — безбашенные боты 
 (если 1 — боты 
 бегают, никого не 
 слушают и палят во 
 все, что движется :)
 
 
 Изменение навигации 
 ZBot
 
 Нижеследующие 
 команды 
 предназначены для 
 ручной правки путей 
 ботов (NAV-данных). 
 Рекомендуется 
 забиндить эти 
 команды на 
 какие-нибудь клавиши 
 для удобства 
 использования.
 
 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: 
 операции «отмена» (undo) 
 нет, поэтому почаще 
 сохраняйтесь.
 
 bot_nav_mark
 Помечает выбранную 
 NAV-область для 
 последующих 
 операций.
 
 bot_nav_delete
 Удаляет выбранную 
 NAV-область.
 
 bot_nav_split
 Разделяет выбранную 
 NAV-область на 2 
 области по БЕЛОЙ 
 линии.
 
 bot_nav_merge
 Объединяет текущую 
 выбранную 
 NAV-область с 
 предыдущей 
 помеченной. 
 Объединение 
 произойдет только в 
 том случае, если 
 размеры обеих 
 NAV-областей 
 совпадают по линии 
 объединения.
 
 bot_nav_connect
 Создает 
 однонаправленную 
 связь от текущей 
 помеченной 
 NAV-области до 
 текущей выбранной 
 NAV-области. Это 
 говорит ботам, что 
 они могут бегать ОТ 
 выделенной области 
 ДО выбранной. В 
 большинстве случаев, 
 необходимо соединять 
 области в обоих 
 направлениях. 
 Исключение: области, 
 когда бот должен 
 спрыгнуть куда-то 
 вниз (назад ему уже 
 не попасть).
 
 bot_nav_disconnect
 Удаляет все связи от 
 текущей помеченной 
 области до текущей 
 выбранной области.
 
 bot_nav_begin_area
 bot_nav_end_area
 Эти две команды 
 создают новые 
 области: 
 bot_nav_begin_area 
 помечает один угол 
 области, а 
 bot_nav_end_area — 
 противоположный и 
 собственно, создает 
 область. Для отмены 
 операции напишите 
 команду 
 bot_nav_begin_area 
 снова.
 
 bot_nav_splice
 Создает новую 
 NAV-область между 
 текущей помеченной 
 областью и текущей 
 выбранной областью и 
 соединяет новую 
 область двусторонней 
 связью. Данная 
 команда особенно 
 полезна в наклонных 
 областях.
 
 bot_nav_crouch
 Помечает область как 
 «crouch», т.е. 
 застявляет ботов 
 ползти (идти 
 вприсядку) в этой 
 области.
 
 bot_nav_jump
 Помечает область как 
 «jump», т.е. 
 заставляет ботов 
 прыгать в этой 
 области.
 
 bot_nav_analyze
 Анализирует 
 NAV-данные и 
 определяет на карте 
 доступные 
 (достижимые) 
 области. Операция 
 может занять 
 несколько минут в 
 зависимости от 
 размеров и сложности 
 строения карты.
 
 УТОЧНЕНИЕ: Данная 
 команда требует, 
 чтобы на карте был 
 хотя бы 1 бот. 
 Рекомендуется 
 поступать следующим 
 образом: 
 сохранитесь, 
 добавьте бота и 
 быстренько введите 
 эту команду: 
 bot_analyze.
 
 bot_nav_save
 Сохраняет навигацию 
 в файле *.NAV в 
 директорию «cstrike/maps» 
 под именем карты.
 
 bot_nav_load
 Загружает NAV-данные 
 из файла, очистив 
 текущие данные.
 
 
 Редактирование 
 навигации
 
 bot_nav_edit 0|1
 Значение 1 — 
 позволяет 
 редактировать 
 навигацию вручную.
 
 bot_nav_zdraw 
 значение высоты
 Устанавливает высоту 
 навигационных 
 элементов над землей 
 в режиме 
 редактирования. Если 
 рельеф карты 
 довольно сильно 
 меняется (подъемы, 
 спуски), то будет 
 полезно увеличить 
 этот параметр до 10 
 или 15. По 
 умолчанию: 4.
 
 bot_quicksave 0|1
 При значение 1 
 операция анализа 
 карты будет 
 пропущена. Но 
 помните, что без 
 анализа, боты не 
 смогут правильно 
 смотреть.
 
 
 Отладка
 
 bot_walk 0|1
 Боты не могут бегать 
 (только ходят).
 
 bot_stop 0|1
 Боты вообще не 
 двигаются.
 
 bot_show_nav 0|1
 При значении 1 
 навигация будет 
 показана около бота.
 
 bot_show_danger 0|1
 При значении 1 
 «опасность» будет 
 показана для каждой 
 NAV-области в виде 
 вертикальной 
 полоски. СИНЯЯ 
 полоса показывает 
 опасность для 
 контров, а красная — 
 для терров.
 
 bot_traceview 
 значение
 Используется для 
 внутренней отладки 
 навигации ботов.
 
 bot_debug значение
 Используется для 
 внутренней отладки 
 поведения ботов.
 
 
 Разное
 
 bot_about
 Показывает номер 
 версии ботов и 
 информацию об 
 авторе.
 
 bot_goto_mark
 Заставляет 1 бота 
 идти к центру 
 текущей помеченной 
 области. Это полезно 
 при тестировании 
 «проходимости» 
 некоторых мест.
		
	






